Фонд социального страхования

Уважаемый Страхователь!

Сообщаем, что в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, с 1 января 2022 года будут отменены бумажные листки нетрудоспособности, выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться в электронном виде.

Таким образом, основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам будет являться электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН). Напоминаем работодателям о необходимости обеспечения приема и оплаты ЭЛН, а также информирования своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных.

Распечатку ЭЛН, талоны из медицинской организации и другие виды бумажных носителей для кадровой и бухгалтерской службы от работников получать не требуется. Для приема ЭЛН на оплату достаточно получения только его номера – по телефону, по электронной почте, лично.

Работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг, получают информационные сообщения о своих ЭЛН, а также могут узнать всю необходимую информацию об ЭЛН и его оплате в Личном кабинете получателя услуг ФСС (https://lk.fss.ru/recipient/ или в мобильном приложении «Социальный навигатор» (устанавливается бесплатно на любой смартфон). Логин и пароль для входа – такие же, как и в Личном кабинете Единого портала Госуслуг.

С 2022 года Фонд социального страхования переходит на проактивную (беззаявительную) выплату пособий, в том числе и по больничным листам (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ). Участие работодателя в процессе их назначения будет сведено к минимуму, однако работодатель (страхователь) по-прежнему будет являться единственным источником необходимых данных, например, периода, когда работник не исполнял свои обязанности именно из-за болезни.

Обмен данными будет производиться также в электронной форме. Согласно п.8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ (в редакции действующей с 01.01.2022 г.) работодатели не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом ЭЛН, передают в информационную систему ФСС РФ в составе сведений для формирования ЭЛН сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Так же сообщаем, что для предупреждения возможных нарушений со стороны работодателей вышеуказанного порядка, с 1 января 2022 г. вводится в действие ст.15.2 Закона № 255-ФЗ «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», согласно п.3 которой за нарушение работодателем установленного настоящим Федеральным законом срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотрен штраф на работодателя в размере 5 000 рублей.

Кроме того, за данное правонарушение предусмотрена административная ответственность и непосредственно для должностных лиц работодателя (руководителя и/или главного бухгалтера). Пунктом 4 ст. 15.33 влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Учитывая вышеизложенное, напоминаем о необходимости заблаговременного приобретения усиленной квалифицированной электронной подписи для руководителя, а при необходимости и для главного бухгалтера (иного лица, уполномоченного на ведение бухгалтерского учета).

Чтобы страхователь мог в кратчайший срок направить информацию без ошибок и в полном объеме, ФСС разработал и запустил систему Социального Электронного Документооборота (СЭДО) для обмена юридически значимыми электронными документами между Фондом и страхователями-работодателями. Учитывая преимущества электронного взаимодействия с Фондом, считаем необходимым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подключиться к сервису СЭДО уже сейчас. В настоящее время в СЭДО реализована функция по обмену оперативной информацией в рамках реализации механизма «прямых выплат» пособий.


Возврат к списку

Городская среда