Как оборудовать санитарно-бытовые помещения для сотрудников?

23.03.2016 09:23:22

По вопросам, связанным с санитарно-бытовыми условиями труда, существует обширная правовая база. Общие положения устанавливает Трудовой кодекс: среди обязанностей работодателя по охране труда есть и санитарно-бытовое обслуживание работников (ст. 212, 223 ТК РФ). Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Таким образом, санитарно-бытовые помещения должны оборудовать все работодатели.
Количество и состав санитарно-бытовых помещений зависит от вида деятельности предприятия и от числа его работников.
Еще один важный нормативный акт – Строительные нормы и правила «Административные и бытовые здания» СНиП 2.09.04-87. Этот документ предусматривает требования к санитарно-бытовым помещениям на этапе проектирования зданий, применяется и при оборудовании бытовых комнат в уже построенных зданиях.
Какие нужны помещения?
В СНиП 2.09.04-87 содержится общий перечень санитарно-бытовых помещений. Это гардеробные, душевые, умывальные, туалеты, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения. А также помещения для обогрева или охлаждения работников, обработки (стирки, сушки, чистки), хранения и выдачи спецодежды. Кроме того, предусмотрены комнаты для приема пищи, личной гигиены женщин, респираторные и т. п.
В зданиях расстояние от рабочих мест до туалетов, курительных, комнат для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств питьевого водоснабжения должно быть не более 75 м (п. 2.19 СНиП 2.09.04-87).
Какие из них в организации должны быть обязательно? В офисе работникам требуются только санузлы, комнаты для курения, комнаты для приема пищи. Сложнее установить, какие помещения нужны на производстве. Если ваш персонал работает в спецодежде, нужны гардеробные и комнаты для ее обработки.
Облегчить задачу отдельным организациям помогут ведомственные нормативные акты, которые рекомендуют конкретный перечень санитарно-бытовых помещений и устройств для компаний различных отраслей.
Требования к туалетам и душевым
Обычно в многоэтажных зданиях туалеты размещают на каждом этаже. Но если на двух смежных этажах работает не более 30 человек, туалеты могут находиться на том этаже, где численность работников больше. Когда на трех этажах трудится менее 10 работников, разрешается оборудовать один санузел на три этажа. Если в коллективе есть инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, вы должны размещать уборные на каждом этаже независимо от численности сотрудников. А в туалете нужно предусматривать специальную кабину (п. 2.15, 2.16 СНиП 2.09.04-87).
Общий туалет для мужчин и женщин допускается предусматривать, если численность работающих в смену не превышает 15 человек (п. 2.17 СНиП 2.09.04-87).
В душевых комнатах должны преобладать открытые душевые кабины: только до 20 процентов кабин можно делать закрытыми. При некоторых производственных процессах, а также в случаях, установленных ведомственными нормативными актами, кабины должны быть со сквозным проходом.
Требования к гардеробным
Гардеробные – это помещения для хранения не только верхней и домашней одежды, но и спецодежды и спецобуви. Для производственных процессов с сильным загрязнением  гардеробные рабочих и домашних костюмов делают отдельными.
Гардеробные спецодежды, как правило, бывают отдельными для разных групп производственных процессов. Но если списочная численность сотрудников не превышает 50 человек, такие гардеробные можно сделать общими для всех групп (п. 2.7, 2.8 СНиП 2.09.04-87).
Число отделений в шкафах или крючков на вешалках для одежды должно быть равно списочной численности работников, а для уличной одежды – количеству сотрудников в двух смежных сменах (п. 2.6. СНиП 2.09.04-87).
При любых процессах, связанных с выделением пыли и вредных веществ, в гардеробных нужно оборудовать респираторные (на списочную численность), а также помещения и устройства для обеспыливания или обезвреживания рабочих костюмов (на численность в смену). Кроме того, при гардеробных должны быть кладовые спецодежды, туалеты, помещения для дежурного персонала с местом для уборочного инвентаря, места для чистки обуви, бритья и сушки волос. Если надо чистить или обезвреживать спецодежду после каждой смены, вместо гардеробных оборудуются раздаточные спецодежды (п. 2.5, 2.10 и 2.12 СНиП 2.09.04-87).
Помещения для обработки спецодежды
Спецодежду необходимо стирать, обеспыливать, обезвреживать или чистить в специально отведенных для этого местах. Подробнее такие процессы и требования к специальным помещениям описаны в ведомственных нормативных актах.
Для стирки одежды при производственных организациях создаются прачечные с отделениями химчистки и помещениями для ремонта спецодежды. На одно рабочее место сотрудника, который будет заниматься ремонтом, должно приходиться 9 м2 помещения.
Количество мест рассчитывается в зависимости от списочной численности персонала – на 1000 человек оборудуется одно рабочее место по ремонту обуви и два рабочих места по ремонту одежды (п. 2.20, 2.23 СНиП 2.09.04-87). Можно использовать и городские прачечные, если в них есть технологические линии для обработки рабочих костюмов.


Городская среда